На рынке недвижимости уверены: пока автодромам сложно самостоятельно выживать и тем более стимулировать развитие окружающих территорий. Поэтому самый экономически грамотный вариант — «привязывать» гоночные трассы к крупным туристическим кластерам
Разговор о том, могут ли и должны ли автодромы быть драйверами развития окружающих территорий и почему пока гоночные трассы не так хорошо справляются с этой задачей, как, например, марины, BFM.ru решил продолжить с игроками рынка недвижимости. Ведь у представителей мира автоспорта (в частности, дрифт-сообщества, о котором много говорилось в прошлый раз) свой взгляд на вещи, а у «жителей» мира недвижимости — свой, и не факт, что это два одинаковых или хотя бы сильно похожих взгляда.
Как считает совладелец гостиничной компании ZONT hotel group Александр Гендельсман, любой инфраструктурный проект, любая точка притяжения могут и должны становиться драйвером развития территорий. И в истории есть примеры, когда гоночные трассы становились этими драйверами. Однако…
Александр Гендельсман совладелец гостиничной компании ZONT hotel group «Если в России построить автодром в отрыве от всего, в чистом поле, то тогда трасса-драйвер — скорее нет, чем да. Но если создать гоночную трассу дополнительно, например, к морскому или горнолыжному курорту и обеспечить ее транспортную доступность, тогда однозначно да: если люди приезжают на гонки, то не на один день и не в одиночку. Не стоит забывать и о спортивных командах, в которые входит достаточно большое количество людей. Другой вопрос, готовы ли вкладываться инвесторы во все это. Думаю, что да, но не в России. У нас инвесторов, которые занимаются гонками и автомобильным спортом, очень мало».
Сочинская трасса (напомним, на сегодняшний день уже практически закрытая и сохраняющая лишь кусочек «под картинг») как раз являлась прекрасным примером того, о чем говорит Александр Гендельсман, — частью самого масштабного и самого инфраструктурно развитого в стране туристического кластера. Безусловно, были гости, приезжавшие именно на «Сочи Автодром» (в первую очередь на этапы «Формулы-1»), но в годовой ретроспективе куда больший вес для трассы имел турпоток, который генерил Сочи как морской и Сочи как горнолыжный курорт.
По оценкам проектного офиса ООО «Прогород» (группа ВЭБ), есть еще несколько векторов развития автогоночных трасс и их влияния на туристические потоки. «Один из векторов — развитие автогоночных трасс под картинг. Такие локации популярны и у туристов, и у местных жителей. Можно приехать на полчаса или на весь день, взять в аренду карт, провести частные мероприятия и корпоративы. В 2022 году в ходе разработки турсхемы «Дальний Восток» «Прогород» делал анализ точек притяжения Камчатского края, Сахалинской области и Приморского края с градацией по типам. Одна из таких точек была аттракция автоспортивного туризма под городом Артемом в Приморском крае — «Приморское кольцо», или «Примринг».
Мотоциклисты на территории туристского кластера «Приморское кольцо» в городе Артем во время фестиваля Bike Festival. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
С 2014 года там проходили международные соревнования по автокроссу и соревнования по дрифту, в которых участвовали спортсмены из России, Японии, Таиланда, Китая. Сейчас часть «Приморского кольца» отдана под автовыставку и проведение автосалонов, а часть работает как картинг. «Примринг» остается одной из значимых локаций как минимум для Дальнего Востока, привлекающей туристов со всего региона», — отмечают эксперты «Прогорода».
На базе картодромов часто появляются спортивные школы, которые становятся уже самостоятельными точками роста для территории, напоминают эксперты. «Восточный Юг», куда входят Краснодарский край, Республика Адыгея и Ростовская область, — одна из шести макротерриторий, для которых «Прогород» в этом году разрабатывает схемы туристического развития. Так вот, благодаря картодрому, расположенному в поселке Овощной в пригороде Ростова-на-Дону, поселок превратился в знаковое для данной макротерритории место, куда ежедневно приезжают люди. И под растущие туристические потоки создается новая инфраструктура, начиная от беседок для пикников и заканчивая термальным спа-комплексом», — делятся подробностями в проектном офисе «Прогород».
Картодромы — популярное место проведения досуга. Фото: Яков Филимонов/Фотобанк Лори
При этом, сравнивая гоночные трассы и марины, глава архитектурного бюро HADAA Георгий Тюгаев подчеркивает: первые серьезно отличаются от вторых во многих аспектах, но в первую очередь по характеру спорта и внутренней атмосфере.
«В большинстве случаев яхтинг — статусное хобби с уклоном в комфорт, ярко выраженную сезонность и рекреационный характер. Многие владельцы большую часть года не пользуются своими судами, нанимают специалистов для технического обслуживания и перегонки яхт из локации в локацию. Поэтому внешний облик таких комплексов даже в северных регионах тяготеет к расслабленности, дополнительным сервисам, настроению южной эстетики архитектуры и дизайна. Что касается гоночных трасс, то это больше про спорт и технологичность в чистом виде, а значит, такие объекты почти всегда располагаются подальше от жилых зон и повседневной инфраструктуры. Гоночный трек — типология, связанная с шумом, и если марина вполне может примыкать к престижным клубным домам, то соседству с трассой любой человек вряд ли будет рад», — поясняет эксперт.
Георгий Тюгаев глава архитектурного бюро HADAA «В Европе подобные типологии иногда развивают на месте бывшей военной инфраструктуры, используемой в качестве основы для их строительства. Марины появляются на территории расформированных военно-морских баз (так, в черногорском Тивате бывший военный порт превратили в одну из самых современных и престижных марин в стране), а трассы — на бывших аэродромах, которые расположены в удобных локациях, где уже реализованы сложные работы по подготовке ландшафта и подведению коммуникаций. Получается такой спортивный редевелопмент на манер, когда старые промзоны превращаются в креативный кластер. В России — за исключением таких знаковых и крупных площадок, как Moscow Raceway или «Игора Драйв» — подобные объекты сегодня выживают достаточно тяжело, и особенно в регионах. Это свидетельствует о том, что в рыночном поле данный продукт все еще не нащупал свой массовый формат, инвесторов, но со временем ситуация может измениться. С точки зрения повышения трафика, финансовой эффективности и бизнес-модели перспективно было бы попытаться уложить в одну универсальную типологию off-road (вид активного отдыха и спорта, подразумевающий преодоление бездорожья на полноприводном автомобиле) и асфальтовые форматы. В первом случае часто не требуется строительство больших капитальных объектов, а лишь наличие участка с подходящим рельефом и природным окружением. А во втором мы можем привлечь больше гостей, для которых автоспорт — красивое зрелище в комфортных условиях. В целом ивент-программу можно составлять таким образом, чтобы в периоды, когда не проводятся гонки, можно было организовать другие соревнования и события. Например, зимой для off-road-формата это могут быть лыжные состязания, праздники и так далее. То есть мы можем делать многофункциональные и диверсифицированные спортивные центры, которые при детально проработанной программе будут хорошо себя чувствовать в любой ситуации и любое время года».
С точки зрения проектирования в большинстве случаев сложности возникают в технологическом аспекте, а классической архитектуры здесь не слишком много, продолжает анализировать строительство автодромов Георгий Тюгаев. «Возможно, привычную работу с эстетикой фасадов и интерьеров можно отнести к административным корпусам, выставочным павильонам и ретейл-зонам. Плюс архитектор выполняет функцию формирования качественной взаимосвязи разных построек, организации удобной навигации и логистики для персонала и зрителей. В остальном мы вступаем в узкоспециализированный формат со своими законами, нормами и концепциями. Опять же все очень сильно зависит от профиля трека, его классификации, статуса и функционального назначения. Любительское кольцо рядом с небольшим городом — одна история, а Нюрбургринг, где проводят престижные соревнования и тестируют ходовую часть новых моделей автомобилей, — совершенно другое», — уверен эксперт.
Смотрите также:
Плюсы и минусы четырехдневной рабочей недели
Есть ли польза от кофе?
Необычный бизнес, который может принести целое состояние
Диета для миллиардеров
Сколько нужно купить лотерейных билетов, чтобы выиграть?
Как заработать на макулатуре?
По его мнению, отдельно можно и даже нужно выделить трассы «Формулы-1», «которые создаются в индивидуальном порядке, являются знаковыми объектами для городов и государств, а по духу и капиталоемкости строительства напоминают олимпийские объекты. «Фактически это штучный продукт, создаваемый с авторским почерком специалистов, продумывающих структуру и маршрут. От того, как реализованы эти трассы, зависит характер, скорость, сложность, зрелищность, нагрузка на компоненты болидов, ракурсы для зрителей. И у фанатов спорта есть свои любимые объекты, которые они посещают ежегодно».
«Нюрбургринг» — комплекс для соревнований и тест-драйвов с историческим треком 1930-х годов и трассой для Гран-при. Фото: Jan Huebner/Imago/TASS
Также вполне возможно объединение гоночной типологии с промышленной тематикой, ведь при каждом крупном автопредприятии есть тестовый трек. «Помимо непосредственно трассы, там оборудована вся сопутствующая инфраструктура, к которой можно подключить дополнительные функции. В данном случае речь идет не просто о фабриках, где производится крупноузловая сборка, а о полноценных индустриальных комплексах с большим штатом конструкторов и разработчиков. Такой подход может дополнительно стимулировать интерес к автопромышленной тематике и развитию новых идей», — не исключает Георгий Тюгаев.