Image default
Зарубежная недвижимость

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

Ташкент всегда имел свою собственную, неповторимую атмосферу. На его земле зарождались, развивались и уходили в небытие различные верования и религии, народы и культуры. Он принимал всех, кто лишался крова и пищи, и ему всегда отвечали любовью. Сегодня Ташкент меняется, но хочется надеяться, что ветры перемен не сломят его дух. У Ташкента есть хранители. Об одном из них наш сегодняшний рассказ.

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства

Мог ли представить Александр Александрович Половцев – русский дипломат, востоковед, коллекционер, член Туркестанского кружка археологии, что его дому, который он перестраивал с такой любовью и трепетом, будет уготована долгая счастливая жизнь? Поначалу его называли домом Половцева, но поколения сменялись, менялось предназначение усадьбы, и с течением времени имя человека, подарившего Ташкенту это маленькое архитектурное чудо, стерлось из людской памяти. Сегодня лишь немногие знают историю небольшого клочка столичной земли, на которой расположился Государственный музей прикладного искусства и истории ремесленничества Узбекистана. 

А история такова. Некий ташкентский предприниматель Н.И. Иванов построил для себя дом, но почему-то вынужден был его продать. «Байскую усадьбу», как назвал его Иванов, купил по поручению Половцева, у которого работал секретарем, Михаил Степанович Андреев – выпускник Туркестанской учительской семинарии, блестяще владевший несколькими языками, в том числе арабским, персидским и узбекским. 

Андреев увлекался этнографией, историей, археологией, искусством. Именно ему доверил Половцев перестройку усадьбы. Взяв в наставники архитектора А. А. Бурмейстера, подающий надежды секретарь пригласил для отделки здания лучших мастеров со всего Туркестана. В оформлении интерьера были воплощены выдающиеся достижения национального архитектурного декора того времени. 

Перестройка дома была завершена в 1904 году. В уютном маленьком дворце Александр Александрович прожил всего два года. В 1906-м Половцев получил назначение в Бомбей. Более в Среднюю Азию дипломат не возвращался. До 1910 года в усадьбе проживали его родственники. 

С 1916 года началась полная перипетий история дома Половцева. По окончании Первой мировой войны в нем размещались ссыльные австрийские военнопленные. После Октябрьской революции муниципалитет Ташкента передал усадьбу городскому жилищному фонду. Кого только не принимал бывший маленький дворец. Обитали в нем дети-сироты, родители которых погибли в казахских степях, сосланные в период проведения кампании по продразверстке. В его стенах размещались педагогический техникум, школа фабрично-заводского обучения железнодорожников Ташкента, учебный центр резьбы по ганчу и чеканке, вышивальный цех.

В 1937 году в доме расположился Музей кустарных промыслов. В 1960-м он был переименован в Постоянно действующую выставку прикладного искусства Узбекистана. Видимо, дух мастеров, вложивших частички своих сердец в узоры, украшающие усадьбу, привлекал к ней ищущих, творческих людей. И сегодня его можно почувствовать в каждом завитке, каждом элементе декора.

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

Восточное сердце музея в соединении элементами европейского паркового стиля

Свою первозданную красоту сохранили до наших дней айван, парадный зал, кальянная комната. В центре зала установлен фонтан с небольшим квадратным бассейном. Вода в Средней Азии имела особую ценность. Хаузы являлись обязательным элементом городской инфраструктуры, особенно в засушливых Бухаре и Хорезме. Видимо, Половцев, стремившийся максимально использовать в перестройке дома и его отделке восточный колорит, решил расположить хауз прямо в зале, установив по центру его фонтан – как бы соединяя восточную традицию с одним из элементов европейского паркового стиля. Композиционно фонтан стал центром зала. И выстроен он по традиционным восточным канонам – круг, вписанный в квадрат, за центральную точку предполагаемого купола можно принять стилизованную коробочку хлопка. А сверху, прямо над ней нависает великолепная люстра. Она является ключевой точкой пололка, располагается так же по центру квадрата, «опирающегося» на четыре колонны.

 Потолки в восточной традиции обозначали небо. Как правило, это были купольные построения, основание которых вписывался в квадрат – знак земли, формы, стабильности. В городских постройках потолки чаще были деревянными и украшались резными узорами – геометрическим гирихом или цветочно-растительным ислими. В доме Половцева представлены и те, и другие. Потолок украшает гирих, в который вплетен ислими. По низу стены располагаются орнаменты из шестигранников, а вверх, «к солнцу и небу», устремляются переплетения листочков и цветочков.  

 В узорные стены встроены ниши, украшенные резьбой по ганчу. Две печи, в русском и восточном стилях, гармонично вплетаются в общий декор. Резьба по ганчу, орнаменты, майолика – ярчайшие образцы декоративно-прикладного искусства Туркестана конца ХIХ века. Они удивительным образом оттеняют изысканность экспонатов – уникальных образцов резьбы и росписи по ганчу, дереву, изделий из меди, фарфора и стекла, ювелирных украшений, национальных музыкальных инструментов, лаковой миниатюры, золотого шиться, тканей, одежды, художественной вышивки, ковров и сюзане. Все они выполнены замечательными мастерами прошлого и отражают в основном историю декоративно-прикладного искусства региона рубежа XIX-XX веков. Располагается экспозиция в пристроенных позже к основному дому строениях.

Насладившись восточной красотой, хочется испить чашечку чая в уютной лавке-кафе, облик которой никак не выделяется из общей композиции. Или присесть под сень столетнего дуба, закрыть глаза и, если повезет, услышать удивительную историю Государственного музея прикладного искусства и истории ремесленничества Узбекистана. Живой свидетель перипетий дома Половцева может многое рассказать тем, кто умеет слушать. 

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

От «байской усадьбы» до Музея прикладного искусства. История интересных зданий Ташкента

Источник

Похожие записи

Рынок жилья Швейцарии не готов к демографическому буму — мнение

mmaxm

Ночёвка на кладбище, драки и купание в нижнем белье. Подборка самых классных новогодних традиций

mmaxm

Люди живут даже в лодках. Как проблема с жильем в Нидерландах повлияет на предвыборную кампанию

mmaxm

Оставить комментарий